04 ноября 2024 г.
У этого праздника глубокие исторические корни. Именно в этот день в 1612 году народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским освободило Москву от польско-литовских захватчиков. С иконой святой Казанской Богоматери ополченцы вступили в бой под стенами Московского кремля, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа. Икона же стала символом заступничества Богородицы в борьбе за Русскую землю.
Исторические факты освобождения Москвы раскрывает живописная картина, ведь художников всегда интересовали знаковые события в стране. Познакомимся с некоторыми работами, рассказывающими об этом дне воинской славы России.
Эрнест Эрнестович Лисснер (1874-1941), русский художник, автор серии картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне. На картине «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» (1908) изображено событие, которое предвосхитило конец Смутного времени. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.
Михаил Иванович Скотти (1814-1861) - русский исторический и портретный живописец, акварелист. Один из представителей династии итальянских живописцев-декораторов, сын художника Ивана Карловича Скотти. Картина «Минин и Пожарский» (1850 г.) Земский староста Кузьма Минин и князь Пожарский изображены плечом к плечу на фоне московского Кремля. Дмитрий Пожарский в шлеме и кольчуге держит в одной руке знамя с образом Христа, а в другой – меч. Минин, в простой крестьянской одежде, указывает рукой в сторону Москвы.
Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) — русский и советский художник, живописец. Выполнил только эскиз картины "Гражданин Минин" (1905). который и сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.
Павел Петрович Чистяков (1832-1919). Именно в его мастерской обучались такие выдающиеся художники как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Серов и другие. «Это наш общий и единственный учитель», — сказал Репин о Чистякове. Картина Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту» (1861) отражает исторические события Смутного времени, когда значительная часть Московского государства находилась под властью польско-литовских войск. Патриарх Гермоген, в частности, отказался признать русским царём польского королевича Владислава. Поэтому с 1610 года он был заточён в Чудовом монастыре в Кремле. К патриарху явились интервенты и русский изменник боярин Салтыков. Они потребовали от Гермогена, чтобы тот подписал приказ русским ополченцам об оставлении города. В случае отказа они обещали казнить его. Гермоген сказал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если останетесь, здесь я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». В отместку захватчики оставили старца в заточении. Он скончался от голода. Гермоген — важный образ для Русской Православной Церкви и русского искусства в целом.
Василий Евмениевич Савинский (1859-1937), русский живописец, график. Известен как исторический живописец и портретист. Получил большую золотую медаль за картину «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского" (1882). На картине послы вручают князю Казанскую икону Божией Матери. Эта икона прошла с Пожарским до Москвы, оказывая ополченцам духовную помощь в борьбе с польскими интервентами.