Основная цель Службы медиации (СМ) - создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки, а также пропаганда способов ненасильственного поведения в конфликте.

Задачами СМ являются:

  • формирование коллектива участников образовательных отношений, мотивированных на использование в своей повседневной деятельности медиативного подхода, ориентированного на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода медиации;
  • информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений;
  • проведение процедуры медиации и других восстановительных программ при разрешении конфликтов и споров, возникающих среди участников образовательных отношений.

Основные понятия

Служба медиации (далее СМ) - объединение участников образовательных отношений - сотрудников образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных представителей), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности с помощью метода медиации и медиативного подхода, и использования восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору.

Метод медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.

Ситуации, в которых возможно использование службы медиации:

  • Конфликты студентов внутри группы и между группами.
  • Конфликты между преподавателем и студентом.
  • Случаи, когда конфликт несовершеннолетних приводит к конфликту родителей.
  • Случаи отвержения обучающегося в группе.
  • С разрушенными отношениями в коллективе.

Критерии, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой

  • Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;
  • Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;не находятся в состоянии алкогольного опьянения;
  • Со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться;
  • Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла;
  • Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, обсуждение на классном часе и т.п.).

Что дает служба медиации

  • Появляется возможность конструктивно управлять конфликтами.
  • Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию студентов.
  • Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
  • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраиваются межличностные отношения в подростковой и подростково-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации студентов.
  • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  • Укрепляется роль студенческого самоуправления.
  • Студенты развивают компетенции по конструктивному общению, учатся убеждать словами.
  • Вносится вклад в решение проблемы понимания сверстников, взрослых, родителей, преподавателей.
  • Появляется чувство безопасности, веры в справедливость, восстанавливаются отношения в коллективе.
  • Появляется возможность получить уникальные навыки медиатора.

Эффекты работы службы медиации

  • Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
  • Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту». Способности договариваться.
  • Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
  • Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
  • Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, дисфункциональных последствий конфликтов.
  • Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.